Главная
Блог
Кинорецензии
Баннизмы
Обзоры
Рассказы
Похудение
Ликбез
Архив
Форум →
 

На ŠKODA Octavia по Сицилии

Я неоднократно ездил с компанией ŠKODA в различные тест-драйвы автомобилей этой марки.

На ŠKODA Yeti мы ездили по Чехии, на ŠKODA Superb - по Испании, на ŠKODA Octavia и ŠKODA Rapid - по Франции и Италии, на ŠKODA Octavia RS - по Чехии, на ŠKODA Octavia Combi 4×4, ŠKODA Octavia RS и ŠKODA Superb - по Греции.

И мне настолько понравились ŠKODA Rapid, ŠKODA Octavia и ŠKODA Superb, что когда встал вопрос, на что же менять мой шестилетний Nissan Qashqai, которой к тому моменту уже сильно поднадоел, то среди рассматриваемых вариантов в первую очередь были ŠKODA Rapid или ŠKODA Octavia, потому что я понял, что SUV мне без надобности, мне нужен обычный комфортный седан с хорошим соотношением цены и качества. А та же ŠKODA Octavia славится одним из лучших соотношений цены и качества в машинах такого класса. (Кстати, у Rapid, который я также поначалу вполне рассматривал, не было позарез нужной мне опции памяти на сиденье водителя - у нас с женой одна машина на семью, вторая просто без надобности.)

С получением автокредита на новую "Октавию" (продажа "Кашкая" покрывала только половину суммы, тем более что я новую машину брал еще и для того, чтобы получить с ней те опции, которые давно хотел) первоначально были определенные проблемы, но в конце концов все-таки нашелся вариант с вполне разумными процентами на три года. (Подробности - как-нибудь позже, они не для данной статьи.)

В результате я стал обладателем новой ŠKODA Octavia с двигателем 1,4 TSI в 150 л. с. и семиступенчатой коробкой DSG. Кстати, стартовая ŠKODA Octavia с движком в 115 л. с. и базовой комплектацией в Испании стоит €14 800 (порядка миллиона рублей) - я "Кашкай" продал ненамного дешевле.

Но понятно, что "пустую" Octavia мне было брать совершенно неинтересно: после "пустого" Qashqai, у которого кроме 4×4, автомата и электроприводов на стекла и зеркала больше не было никаких современных сервисов, хотелось все-таки, чтобы в машине были и информационные средства, и средства комфорта - а уж в ŠKODA в этом знают толк, в чем я много раз убеждался во время тест-драйвов, - и продвинутые средства безопасности, потому что на этом в любом случае экономить нельзя.

В результате я по конфигуратору для своей машины набрал те опции, которые были необходимы: память на кресло водителя, парктроники по всему периметру, задняя камера, средства безопасности и так далее, - так что у меня получилась машина с похожим на тест-драйвовый уровнем сервиса.

А тут как раз компания ŠKODA предложила поучаствовать в тест-драйве по Сицилии, где мы должны были кататься на новых Octavia 2017, и я, конечно, согласился, тем более что там из предлагаемых вариантов не было ни одного такого же, как у меня.

Машины там предлагались следующие.

Ну, а теперь о тест-драйве. (Все фото - кликабельны, также в обзоре использовано несколько фотографий, которые сделал профессиональный фотограф, сопровождающий поездку.)

Мы встретились в аэропорту Палермо, где сначала, как обычно, прошел небольшой брифинг по всему маршруту.

Затем журналисты разбились по группам в два-три человека, каждая группа взяла себе машину (традиционно во время тест-драйва, который идет несколько дней, машинами меняются каждый следующий день, если поездка короткая, то меняются утром и днем) и - погнали.

Мне досталась версия лифтбек Octavia LK 4×4 с двигателем 1,8 180 л. с. с семиступенчатой коробкой DSG - вот она. LK означает люксовую комплектацию Laurin&Klement - по фамилиям основателей компании Laurin & Klement, которую в 1925 году купил концерн Škoda.

L&K всегда комплектуется коричневым салоном, который очень эффектно смотрится при дневном свете.

Немного об изменениях в дизайне новой ŠKODA Octavia - модели 2017 года.

Измененный дизайн передней части с широкой решеткой радиатора. Дополнительные модули фар, выполненные в кристаллическом дизайне, а также более широкие воздухозаборники в форме сот. Внешние модули фар отвечают за ближний свет, а во внутренних блоках по сторонам решетки радиатора установлены лампы дальнего света. Начиная с комплектации Ambition, в качестве опции можно поставить новые полностью светодиодные фары с функцией адаптивного освещения.



Новый дизайн заднего бампера, в блоках задних фонарей используются светодиодные лампы.

Габаритные размеры OCTAVIA немного изменились. Длина выросла на 11 мм до 4670 мм. Колесная база осталась неизменной - 2686 мм.

Салон - очень просторный и комфортный. Объем багажного отделения лифтбека составляет 568 л (если задние сиденья сложить, то получится 1558 л).

Ну по поводу простора и комфорта должен подтвердить: что по впечатлениям из тест-драйва, что по моему опыту использования Octavia лифтбек в качестве семейной машины - салон действительно очень просторный и комфортный, а багажник просто поражает своей вместительностью. Кстати, если для багажника еще использовать различные реконфигурированные органайзеры, которые можно приспособить под решение всяких личных и семейных задач, то там еще и всегда будет царить идеальный порядок.

А мы взяли курс на городок Корлеоне - да-да, тот самый.

Типичный пейзаж для запада Сицилии.

Две вещи, которые сразу бросались в глаза во время поездки. Первое - это то, насколько на Сицилии грязно. Постоянный мусор, лежащий вдоль дорог, - совершенно классическое явление. И этот мусор был ВЕЗДЕ.

То есть вот такое встречалось буквально на каждом шагу.

Особенно интересно было видеть подобные залежи у дороги в районах, где стояли очень даже солидные коттеджи и виллы.

Местные во всем винят мафию: мол, мафия держит подряды на вывоз мусора, а где подряды у мафии - там деньги платятся, а мусор ни черта не вывозится.

Второй еще более удивительный момент заключался в том, что на Сицилии постоянно что-нибудь где-нибудь горело. То есть вот едешь - а тут сухая трава горит, деревья горят, дым стелется над дорогой и над водой.

И мы пару раз реально напряглись, когда въехали в довольно серьезную дымовуху, при этом не зная, когда она вообще закончится и не попадем ли мы в пожар.

Опять-таки местные говорят, что траву поджигает мафия, которая потом сами занимается тушением всего этого - разумеется, за деньги.

Прибыли в Корлеоне.

Это, кстати, машина нашего сопровождения - смотрите, какая красивая расцветка.

Корлеоне оказался жуткой дырой. Музей мафии оказался посвящен преступлениям мафии и тем, кто с этой мафией боролся и отдал ради этой борьбы свою жизнь, но, если честно, было немного утомительно слушать рассказы гида через переводчика, сидя в жуткой духотище этого музея и разглядывая огромные фотографии убитых мафией людей.

После этого отправились в Сан-Леоне, и в процессе поездки я хоть смог оценить, насколько устойчиво ведет себя полноприводная Octavia на всяком горном серпантине. Отлично себя ведет: очень хорошо управляется, в крутых поворотах очень устойчива даже на больших скоростях.

Ключевой компонент системы полного привода - многодисковая муфта с гидроприводом и электронным управлением, расположенная перед задней осью. Блок управления системы непрерывно рассчитывает идеальную тягу для задних колес, оптимальным образом распределяя крутящий момент между четырьмя колесами в любой ситуации.

Электронная блокировка дифференциала XDS+, являющаяся одним из элементов электронной системы контроля курсовой устойчивости (ESC), делает управление в быстрых поворотах еще безопаснее, как для переднеприводных, так и для полноприводных вариантов модели. В повороте система XDS+ мягко подтормаживает внутренние колеса, позволяя передать больше крутящего момента на внешние.

Кроме того, конечно, разница между этим движком в 180 л. с. и моим движком в 150 л. с. была заметна. Эта разница не разительная, конечно, но машина разгонялась заметно быстрее.

Двигатель 1,8 TSI развивает 250 Н·м крутящего момента в диапазоне от 1250 до 5000 об/мин. С ним лифтбек ускоряется до 100 км/ч за 7,3 секунды, а максимальная скорость составляет 231 км/ч.

Кстати, на Сицилии крайне интересная ситуация с ограничением скоростей. (Да там и весь остров - более чем своеобразный.)

Например, в Испании водители довольно строго соблюдают знаки ограничений скоростей. По городу - 50 км/ч, загородная трасса - 90 км/ч, автострада - 120 км/ч. Все так и ездят, почти не превышая (и я в том числе). По этой причине я посчитал, что мне двигателя со 150 л. с. вполне хватит, тем более что у него 250 Н·м крутящего момента в диапазоне от 1500 до 3500 об/мин и до 100 км/ч он разгоняется за 8,1 секунду, причем никакого секундного "провиса" на старте с нуля у него нет, так что, когда мне надо сделать быстрый маневр - например, повернуть и вписаться в поток, - двигатель вполне позволяет это сделать.

На Сицилии практически везде висели знаки ограничения скорости в 30 км/ч и 40 км/ч. Честное слово! Причем знак 30 км/ч мог висеть на дороге с действительно паршивым покрытием (вообще, дороги как таковые, особенно в стороне от автострад, очень и очень так себе), но мог висеть и на вполне качественном шоссе, где спокойно можно было разгоняться до 100-120, что, кстати, абсолютно все и делали.

И где-то через полдня катаний по Сицилии я понял, что на эти знаки тут вообще никто никакого внимания не обращает, все ездят, как хотят. И если ты действительно едешь со скоростью 30-40 километров в час, то тебя будут материть со страшной силой, мигать тебе фарами, обгонять через сплошную перед крутым поворотом - это запросто.

И по поводу обгона. Тоже все клали с большим прибором на всякие сплошные и запреты - обгоняют, где хотят. Да и видно, что дорожную разметку явно делала мафия: почти везде сплошные и обгон запрещен, при этом сплошная сделана даже на длинных, хорошо просматриваемых участках.

И за несколько дней разъездов по Сицилии я не увидел ни одного полицейского, что характерно. Так что мы ездили как местные - чтобы от них не отличаться и чтобы они не считали нас снобами.

На нашей машине была коробка DSG-7: я ее хорошо знаю, у меня такая же и я ею очень доволен. Передачи переключаются очень плавно, почти незаметно. И режимы переключения на различных профилях работают именно так, как мне бы и хотелось: я обычно езжу на стандартном или спортивном режиме, а при езде на далекие расстояния по автострадам обычно ставлю экорежим - так машина с движком 1,4 потребляет порядка 4,5 литра на 100 километров. В стандартном режиме у меня на трассе где-то 5,5 литра.

На машине с 1.8 TSI 180 л. с. по трассе был расход где-то 6,5-7 литров, но мы, понятное дело, бензин не экономили.

(Кстати, о коробках DSG гуляют всекие мифы и стереотипы - рекомендую по этому поводу почитать очень полезную статью.)

Переночевали в Сан-Леоне, а утром отправлялись в Долину Храмов.

Наши "Октавии" на рассвете.

Я не поленился, вышел пораньше - и мне достался красавец лифтбек RS: 2.0 TSI, аж 230 л. с.

Специальный дизайн салона, спортивные кресла

Дизайн приборной доски слегка отличается.

Регулировка фар, настройка зеркал.

Режимы езды и индивидуальная настройка.

Здесь был люк на половину крыши - вот блок, с помощью которого им можно управлять.

Вот эта кнопочка SOS - от входящей в России в стандартное оснащение система ЭРА-ГЛОНАСС. В случае если при аварии срабатывает защитное оборудование, автомобиль устанавливает голосовую связь и производит обмен информацией со специализированным аварийным контактным центром и передает туда все необходимые данные. Сотрудник контактного центра инициирует наиболее актуальные меры помощи и при необходимости направляет на место аварии автомобиль спасательной службы. Водитель или пассажиры также могут самостоятельно осуществить экстренный звонок при помощи этой кнопки SOS.

Кресла заметно отличаются от просто Octavia - другой профиль и заметно более "обхватывающие".

Прибыли в Долину Храмов в Агридженто. Цитирую фразу из путеводителя:

Город Агридженто на Сицилии знаменит на весь мир античными руинами 5—6 веков до н. э., поражающими воображение монументальностью классического колоннадного стиля архитектуры. Долина храмов (Valle dei Templi) — место почти сакрального значения, ибо здесь, среди сохранившихся храмовых построек, посвященных античным богам, можно почувствовать гармонию человека с окружающим миром, а также время оживших мифов, навечно запертое в камне.

Ну, пошли смотреть ожившие мифы, раз прибыли.

Вход в Долину. (Там вообще их несколько, Долина занимает немаленькую территорию.)

Город Агридженто вдали.

Ну и вот сама Долина - всякие развалины и руины. Везде стоят таблички, заботливо объясняющие, какому богу был посвящен тот или иной храм, от которого остались одни развалины, но положа руку на сердце - да какая, в сущности, разница, какому богу? Все равно просто всякие каменюки.

Вот единственный прилично сохранившийся храм - Tempio della Concordia, "Храм согласия". V век, но в VII веке был перестроен в христианскую церковь - собственно, поэтому так хорошо и сохранился.

Несколько кадров с коптера. Как следует полетать там не удалось, меня засек служитель Долины и всячески требовал, чтобы количество посадок немедленно совпало с количеством взлетов.

После этого рванули в Кальтаджироне, и я смог в полной мере насладиться ездой на RS, тем более что туда дороги шли достаточно ровные и там было, где погонять.

От этой RS я в совершеннейшем восторге. Я уже ездил на предыдущей RS, она мне также очень понравилась, но эта просто-таки очаровала. Мощная, чуткая, отлично управляемая, при этом не по-спортивному комфортная. Она и на стандартном-то режиме была зверюга зверюгой, а уж на спортивном так просто быстро переходила на вторую космическую. Я, конечно, не удержался от соблазна немножко уделать пару нахальных сицилийцев - один был на какой-то приличной "Альфа-Ромео" (я в них плохо разбираюсь), другой - на какой-то японке (не запомнил, если честно) со всяким спортивным тюнингом и приличным вроде движком, но RS уделала их обоих.

Интересно, что при интенсивном разгоне RS сильнее натягивает ремни безопасности - я первый раз аж слегка испугался.

Так что у нее есть очень полезная система предупреждений, когда скорость достаточно высокая, а перед вами довольно близко находится другая машина и система опасается, что вы не успеете затормозить: там сначала быстро проходят три уровня предупреждений, а в критическом случае машина сама будет тормозить, чтобы избежать столкновения. У меня пару раз загоралось подобное предупреждение во время движения с высокой скоростью, но я сам тормозил - не хотелось проверять, как это будет делать машина.

Прибыли в Кальтаджироне на обед.

Очень симпатичный городок.

Далее по пути следования нашли площадочку еще поснимать красавца и окрестности.

Ну и раз есть коптер - почему бы не снять машинку с таких точек, с которых обычно не снимешь.

Еще один длинный перегон в Таормину, во время которого я потестировал очень продвинутую систему круиз-контроля и всяких средств безопасности: следование за ведущим, удерживание в полосе, предупреждение о выходе из полосы, датчик слепой зоны (просто-таки необходимая штука, я себе эту опцию, разумеется, брал, она меня уже раза два спасла от возможных столкновений при нахождении боковых машин в мертвой зоне).

Таормина, совершенно шикарный отель Hilton, но мы не про отели, а про Octavia и тест-драйв. И из окон отеля виден вулкан Этна.

Следующий день - подъем на Этну и кусок маршрута гонки спортивных автомобилей Targa Florio. И мне при этом досталась единственная Octavia с шестиступенчатой механикой. Я не любитель механики, но, с другой стороны, можно и посмотреть, как Octavia 1.8 TSI катается с механикой.

О невероятно впечатляющем подъеме на Этну я уже подробно писал, не буду повторяться.

Далее перегон по городскому серпантину до ресторана Feudo Delizia. Ресторанчик оказался более чем колоритный.

Вот наша группа.

Далее сначала длинный перегон по очень красивым долинам.

Обогнали Тимура Алиева - он глава PR-службы в российском отделении ŠKODA Auto.

Нашли красивую площадочку - поставили поснимать эту модельку.

А места-то какие красивые!

Ну и полет валькирий над ŠKODA Octavia и окрестностями.

Еще в одном месте остановились пофотографировать.

Проехал кусок трассы Targa Florio - она проходит по сицилийским горам Мадони. На трассе более 800 крутых поворотов, дороги узкие и временами довольно плохого качества.

Честно говоря, несколько замучился по этой трассе ездить с ручной коробкой, но все равно было интересно.

И должен сказать, что я пришел первый среди всего нашего экипажа, состоящего из нашей машины.

Вот уже Палермо. Кстати, езда в Палермо - абсолютно безумная. Я, начинающий кататься с начала девяностых по Москве, к таким вещам отношусь спокойно, но ездить там действительно очень некомфортно. Да и за машину побаиваешься. Плюс там точно такие же безумные пешеходы, которые на узких улочках неожиданно вываливаются прямо под колеса, но мне, к счастью, удалось никого не убить.

Ужин в старом городе. На этом тест-драйв был закончен.

Я же остался еще на день, чтобы погулять по Палермо, о чем уже сделал выпуск.

Но давайте еще немного поговорим о новой Octavia.

Мультимедийно-информационная система новой Octavia. У предыдущей модели штатный дисплей был шестидюймовым, восьмидюймовый предлагался как расширенная опция за очень серьезные деньги - что-то там порядка аж €1200.

Однако с модели 2017 года Octavia штатно комплектуются очень комфортным сенсорным восьмидюймовым дисплеем. Дисплей очень качественный, имеет хороший запас по яркости и эффективный антибликовый фильтр: даже на прямых солнечных лучах изображение тут хорошо различимо, а я видел немало автомобильных дисплеев, которые в такой ситуации ощутимо слепли.

У моей машины вариант установки, где различные разделы вызываются сенсорными кнопками, в машинах на тест-драйве разделы вызывались с помощью пиктограмм. Но в остальном системы были практически одинаковые.

Радио. Три закладки с пиктограммами станций, различные виды настроек.

Подключенные медиа: навигация (специальный DVD-диск, который вставляется в установку, находящуюся в отделении для перчаток), порт USB (к нему можно подключать смартфон и выводить изображение со смартфона на дисплей машины), AUX, карта SD, Bluetooth и WLAN.

Подключенный по BT смартфон, с которого загружаются контакты. Есть поиск контактов, можно задать избранные контакты.

Продвинутое голосовое управление. Я его тестировал: если к нему приноровиться и знать, как правильно давать команды, то система эти команды выполняет довольно точно - удобно.

Навигация. Мне она сначала не очень понравилась, и я вместо встроенной навигации использовал смартфон, но весь тест-драйв мы ездили только по автомобильной навигации, потому что нельзя было отклоняться от маршрута, и я к автомобильной, в общем, привык. Тут главное - включать голосовое сопровождение и посматривать на предстоящие повороты, которые выводятся на приборной доске.

Поиск объектов. Также навигация умеет определять пробки. Объекты и пробки она получает через сим-карту с мобильным Интернетом, которая находится в том же блоке, где и диск с навигацией. Но пользоваться этой картой для выхода в Интернет нельзя, она только для навигации.

Различные данные по автомобилю.

Всякие гибкие настройки.

Теперь немножко о различных продвинутых системах помощи и безопасности.

Новая система контроля слепых зон Blind Spot Detect повышает безопасность при перестроении. Система работает на скоростях от 10 км/ч. Два радара в задней части автомобиля отслеживают приближающиеся автомобили. Если другой автомобиль быстро приближается сзади или находится в слепой зоне, в корпусе соответствующего зеркала заднего вида загорается предупреждающий светодиодный индикатор. Задние радары также используются ассистентом выезда с парковки задним ходом Rear Traffic Alert – еще одной новой функцией, помогающей водителю при выезде задним ходом с парковочных мест или боковых проездов. Система заблаговременно обнаруживает приближающиеся автомобили, подавая сначала визуальный, а затем звуковой предупреждающий сигнал, и при необходимости способна самостоятельно остановить автомобиль.

Парковочный ассистент с камерой заднего вида - очень удобен. Он показывает расстояния до препятствий со всех сторон автомобиля, сигнализирует звуками, камера показывает то, что находится сзади, и демонстрирует текущую и оптимальную траектории движения.

Автоматическая система парковки вдоль и перпендикулярно. У меня она есть (входит в комплект Park Assistant, а раньше ее надо было заказывать отдельно), я ее неоднократно тестировал, но не сказал бы, что очень доволен ее работой. Скажем так: когда места полно и вы бы сами запарковались без проблем - она нормально работает, а когда места маловато - она может косячить. Плюс она почему-то заезжает на парковку со слишком высокой скоростью, и ты все время боишься, что она впечатается в заднюю машину.

И, в общем, я эту систему не использую. А вот сам Park Assisnant с камерой - штука крайне полезная и очень удобная!

Еще из систем безопасности - проактивная система защиты Crew Protect Assist, принимающая превентивные меры защиты в случае угрозы столкновения.

Я с работой систем, когда машина сама тормозит, чтобы не допустить столкновения с каким-то объектом или, не дай бог, человеком, уже сталкивался на своей машине. Один раз, когда я влезал в очень узкое парковочное место и машина посчитала, что я могу коснуться бампером другой машины, она затормозила. Второй раз это было, когда мне пришлось быстро разворачиваться на дороге и я не заметил лежащий камень, на который чуть не наехал бампером, - машина также сама затормозила и сохранила бампер в целости и сохранности.

Что тут еще интересного? Держатель для бутылок на центральной консоли, позволяющий открывать пластиковые бутылки одной рукой. Складные столики на задней стороне спинок, столик с держателями для бутылок на заднем сиденье, регулировка обдува кондиционера для задних сидений и порт USB для задних сидений. (Туда же можно поставить розетку на 220 вольт - есть такая опция.)

Очень полезная штука - профили для различных водителей. Эти профили с настройками можно переключать одним движением колесика, также есть специальный вариант ключей, в которых записываются настройки конкретного водителя, - мы с женой этим пользуемся, очень удобно.

Единственное, что мне не нравится в Octavia, - это работа системы "Старт-Стоп", которая выключает двигатель при остановке автомобиля и быстро его запускает при отпускании педали тормоза. Точнее, мне не нравится то, как настроена эта система.

Я специально изучал этот вопрос и выяснил, что это общая проблема европейских автопроизводителей: на них давят всякие экологические организации со своими требованиями по выбросам, поэтому эти системы, во-первых, обязательны к установке, во-вторых, даже если предусмотрена кнопка отключения системы, то она отключает только временно, до следующего завода машины ключом, в-третьих, настроена именно так, а не иначе.

Чем мне не нравится настройка этой системы? Тем, что даже при кратковременной остановке машины на одну-две секунды (например, при движении в плотном потоке) она уже выключает движок. На светофоре это не раздражает, а при движении в трафике очень сильно раздражает.

Второй момент: периодически система выключает движок еще до полной остановки машины, например когда медленно подъезжаешь к светофору. И при этом у тебя перестает работать сервопривод руля - очень весело.

Третий момент: когда останавливаешься перпендикулярно перед выездом на противоположную полосу налево, машина глушит движок, в момент отпускания тормоза проходит какая-то секунда перед заводом и, если машина стоит на небольшом наклоне, она покатится назад - совсем ненадолго, но у меня несколько раз такие ситуации были, и это тупо опасно: там человек может проходить, машина сзади слишком близко подъехать.

И из-за этих чертовых экологов и водители, и пешеходы могут подвергаться опасности - чтобы на какие-то копейки снизить выбросы в атмосферу.

Мне приходится каждый раз, садясь в машину, этот старт-стоп вырубать. Я просил на сервисе отключить старт-стоп навсегда - категорически отказываются, не имеют права. И даже не на фирменных сервисах мне не смогли это отключить совсем - не получилось у них.

Но эта проблема есть у всех европейских машин, насколько я с этим сталкивался, и это не проблема конкретного производителя, это все требования экологов и соответствующие европейские законы, мать их перемать.

Во всем же остальном ŠKODA Octavia - машина совершенно замечательная, я ни на секунду не пожалел о том, что ее купил, а наоборот - чем дальше, тем больше она меня радует.

Ну и было крайне интересно покататься на других модификациях Octavia и других движках, так что большое спасибо компании ŠKODA за предоставленную возможность. Жалко только, что на SCOUT покататься в этот раз не удалось, но, надеюсь, не в последний раз.

Ссылки по теме:

***

[ комментарии (82) ]

Дата публикации: 11.09.2017

Оцените статью:
1 2 3 4 5

Свое мнение вы можете высказать в форуме

 Версия для печати

 
← Предыдущая ↑ В начало Следующая   →
 
Информация
О разделе
Рейтинг
RSS-лента
Рассылка
Архив
Поиск по сайту
Избранное
Lib.ru
Librusec
Litportal
Fictionbook
Моя кнопка
Счетчики
 
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»
Сделано в