Ужин с придурком
18.10.2000 20101   Комментарии (2)

Попробовав себя в жанре приключений с элементами мистики, в результате чего получился достаточно дурацкий и слабенький фильм "Ягуар", Франсис Вебер вернулся к своему излюбленному жанру - комедии. Честно говоря, мы с котом Бубликом это только приветствовали, потому что Вебер снял такие замечательные французские комедии, как "Игрушка", "Невезучие", "Папаши" и "Беглецы" (кстати, по всем этим фильмам американцы делали ремейки с голливудскими актерами). Причем Вебер не стал полагаться на посторонних авторов, а собственноручно написал сценарий своего нового фильма.>

Надо сказать, что Вебер не обманул наших с Бубликом ожиданий, потому что новая комедия получилась вполне удачной, несмотря на то, что практически все действие происходит в одной квартире. Но давайте сначала о сюжете...

Пьер Брошан (Тьерри Лермитт) - богатый издатель. А у богатых, как известно, свои причуды. Нет, конечно, он не настолько эксцентричен, чтобы лишить себя обычных атрибутов существования богатых людей - отличного дома, дорогого вина, подлинников картин великих мастеров и всего такого, но у любого богатого человека есть своя маленькая блажь, которая помогает ему со смирением принимать все те предметы роскоши, которые его окружают. Блажь Брошана - коллекционирование придурков. Ей он предается самозабвенно и с большой страстью, а когда не может удовлетворить эту страсть - страшно расстраивается и плохо себя чувствует.

Конечно, найденных придурков он не расставляет в виде скульптур по квартире и не берет к себе на работу. Каждый придурок ему нужен только один раз - для того, чтобы привести его на так называемый "ужин придурков", который каждую неделю проводится Брошаном и его богатыми приятелями, поддерживающими светлую идею коллекционирования всяких идиотов.

Суть развлечения кроется в том, что никто из придурков не подозревает, что за ними наблюдают и над ними издеваются. Каждый придурок приглашается на ужин под каким-нибудь благовидным (или неблаговидным) предлогом, пушит перья перед компанией Брошана, а на следующий день "коллекционеры" решают, чей придурок был настолько придурочным, что на конкурсе придурков занял бы второе место, потому что он - полный придурок.

Развлечение, что и говорить, небезупречное с этической точки зрения. Но Брошану с приятелями на это наплевать, потому что придурки, на их взгляд, вполне заслуживают того, чтобы над ними издевались, так что ничего аморального в своей забаве они не видят, а наоборот - относятся к ней с полной серьезностью и страшно расстраиваются, когда не могут найти придурка для очередного ужина.

Но на этот раз Брошану не повезло. Началось все с того, что он никак не мог найти придурка для очередного ужина. Все приятели уже запаслись своими придурками (один даже нашел нечто уникальное - коллекционера бумерангов, который каждый день упражнялся с этими бумерангами перед работой), а Брошан никак не мог подобрать подходящий экземпляр. Наконец, ему было улыбнулась удача в лице мелкого служащего налоговой инспекции Франсуа Пиньона (Жак Вильре), так новое несчастье - у Брошана схватило спину так, что он почти не может передвигаться, и врач ему строго-настрого запретил выходить из дома. А тут еще и жена высказала свое негативное отношение к "ужину с придурком", хлопнула дверью и ушла, причем может быть, навсегда.

И в этот момент заранее приглашенный Франсуа Пиньон появляется у Брошана. Тому, разумеется, не до Пиньона и не до придурков вообще. Ему хочется лечь в постель и забыться. Однако Брошан нервничает из-за ухода жены, поэтому просит Пиньона сделать за него несколько телефонных звонков, чтобы выяснить ситуацию. Но Брошан забыл, что Пиньон - полный придурок. По крайней мере, с точки зрения окружения Брошана. Во-первых, Пиньон - страстный футбольный болельщик, который может в самый неожиданный момент начать выкрикивать фанатские "кричалки", подбадривающие его любимую команду. Во-вторых, он из спичек клеит всякие архитектурные конструкции, имитирующие Эйфелеву башню, знаменитые мосты и какие-то здания, причем фотографии этих конструкций постоянно таскает с собой и тычет их в нос каждому встречному-поперечному. В-третьих, он... В-третьих, он - просто придурок, который никакого дела не может сделать без того, чтобы все не напутать.

Брошан этого не учел, за что и поплатился. Пиньон настолько счастлив оказать помощь важному человеку в его семейных неурядицах (к тому же, его жена два года назад ушла от него к какому-то серфингисту, не вынеся муки жизни с придурком), что с жаром пытается "все уладить". А когда придурок пытается "все уладить", то "все" никак не налаживается, а наоборот - запутывается так, что сам черт ногу сломит. И во всей этой круговерти наглухо завязываются: Брошан, Пиньон, жена Брошана, любовница Брошана, бывший любовник жены Брошана - он же приятель Брошана, налоговый инспектор, весьма заинтересовавшийся роскошью в доме Брошана, и прочие официальные и не очень лица.

***

В данном случае Вебер оказался вполне на высоте. "Ужин с придурком" - вполне приятная, милая, легкая и остроумная комедия положений, которую лично я посмотрел с удовольствием. Не шедевр, конечно, но ее вполне имеет смысл посмотреть. Кроме того, это французский юмор, а я по нему уже давно соскучился. Диалоги и неловкие ситуации, в которые попадают герои, - забавны, смешны, а иногда очень трогательны. А если еще добавить, что там за весь фильм никто ни разу не пукнул и не сходил в туалет со всеми подробностями (юмор, весьма характерный для огромного количества новых голливудских комедий), то становится понятно, почему этот фильм может быть вполне привлекателен для зрителей.

Тьерри Лермитт (актер, которого большинство российских киноманов знает по замечательной комедии Клода Зиди "Откройте, полиция") - немного постарел, но по-прежнему выглядит хорошо. Жак Вильре (я очень люблю этого актера) - просто супер! Такой классический тюфячок и недотепа с большими странностями, который раздражает и трогает одновременно.

Собственно, два этих актера держат весь фильм, потому что, как я уже говорил, практически все действие происходит между ними двумя (впрочем, на некоторое время к ним присоединяется приятель Брошана) в квартире Брошана. Но, несмотря на отсутствие какого-либо "экшна", фильм смотрится вполне динамично.

Резюмирую. Милая, добрая и легкая французская комедия, которую я посмотрел не без удовольствия, чего и вам желаю. Особенное внимание обратите на игру Вильре. Это просто блеск!

Кстати, у этого фильма две награды французской Академии: "Сезар" за лучший сценарий (Вебер) и "Сезар" за лучшую актерскую работу (Вильре) в 1998 году.

© 1998–2024 Alex Exler
18.10.2000
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
мило
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 2

Ну вот, прошло всего-то 16 лет со времени создания ленты и 14 лет с момента написания рецензии и я тоже приобщился к прекрасному, устав от голливудских шаблонных блокбастеров и их убогих отечественных подражаний. Скажу коротко - это ОНО! Старое, доброе французское кино, любовь к которому у меня зародилась ещё в советских кинозалах середины 80-ых, где не было ни грохочущего долби-звука, ни 3D-очков, ни омерзительно-приторной вони попкорна, зато были добрые и абсолютно непошлые и при этом такиев вот по-настоящему добрые и смешные французские комедии. Спасибо Вам, маэстро Вебер, за очередной такой маленький приятный сюрприз!
04.06.14 21:23
0 0

Хороший фильм! Спасибо за рецензию!
23.05.11 11:48
0 0